Настройка 

Звук подключения гитары. Подключение гитары к компьютеру

Наверное это первое, что приходит в голову впервые купившему электрогитару. Как же это осуществить?

Сразу скажу, что со встроенной аудиокартой (AC’97, Intel HDA и т.д.) такой фокус не пройдет.
Причин тому несколько: плохое качество самой карты, отсутствие встроенного гитарного предусилителя, отсутствие нормальной поддержки интерфейса ASIO и, как следствие, огромная задержка при работе.

Для себя я выбрал один из бюджетных вариантов, внешнюю звуковую карту M-Audio Fast Track USB, в ней отсутствуют все вышеперечисленные недостатки.

Fast Track обладает специальным гитарным/линейным входом, с регулировкой уровня чувствительности и усиления. В него и следует подключать гитару традиционным шнуром с джеком 6,35мм.

После установки драйверов не лишним будет выставить уровень линейного входа карты на 100%. В Висте это делается через Панель управления -> Классический вид -> Звук -> Запись:

В ХР через Пуск -> Все программы -> Стандартные -> Развлечения -> Громкость -> Параметры -> Свойства -> Запись.

Далее нам понадобится софт, а точнее некий гитарный эмулятор-процессор, например AmpliTube 2 . AmpliTube обладает простым наглядным интерфейсом, имитирующим реальный гитарный сетап.

Но сначала нужно залезть в настройки Амплитюб «Audio setup» и указать наш ASIO-интерфейс, поскольку в драйвера M-Audio уже включен ASIO, ничего дополнительно (типа Asio4all) доставлять не нужно:

После чего, отрегулировав на карте уровень микса и выходного сигналов, можно играть и слышать в колонки или наушники красиво обработанный гитарный звук.

По умолчанию в Амплитюбе имеется небольшой, но охватывающий достаточно широкий диапазон стилей, набор гитарных усилителей, кабинетов, примочек и эффектов. Все они выполнены по образу и подобию своих оригинальных прототипов, однако оригинальные логотипы заменены.
Таким образом, если не брать в расчет звук, узнать, например Marshall, можно только по характерному золотистому цвету панельки и черным ручкам регулировки с серебристым верхом, а знаменитый Tube screamer – по зеленому цвету корпуса и большой квадратной кнопке. Так же некоторые аллюзии проскальзывают в названиях пресетов.

Устройства выстроены в логическую цепочку, также имитируя реальные цепи.
В начале идет тюнер, затем примочки. Для примера я разместил один овердрайв (всего можно установить 6 примочек на каждой из 2-х панелей):

и кабинеты (в данном случае Marshall c конденсаторным микрофоном), аналогично, до 2-х штук одновременно:

на представленных скриншотах настроено блюзовое звучание с жестким кранчем.

Электрогитара отличается от акустической, ведь для того, чтобы услышать электрогитару, ее нужно подключить к одной из звуковоспроизводящих систем. Это может быть или гитарный комбоусилитель, или подключение в линию. Давайте рассмотрим оба эти вида подключения.

Подключение электрогитары к гитарному комбоусилителю

Прежде всего стоит сказать о том, что гитарный комбик - это усилитель мощности, предназначенный для использования с электрогитарами. Это устройство состоит из предварительного усилителя, тембр-блока, блока эффектов, блока обработки звука, усилителя мощности, акустической системы и панели управления, находящихся в одном корпусе.

Использование комбика позволяет получить живое звучание электрогитары. Это является одним главных преимуществ этого вида подключения. Электрические схемы и акустическая система направлены на работу в диапазоне средних частот, так как в основном в этом частотном диапазоне находится звучание электрогитары. Это позволяет сделать ее звучание более выразительным и четким, предать ему характерную окраску: блюзовое глубокое, теплое звучание или плотное металлическое. Комбоусилитель не только согласован с электрогитарой по уровням сигналов и рабочему диапазону частот. Параметры его акустической системы рассчитаны специально для воспроизведения электрогитары, благодаря чему звучание получается действительно живым. Это действительно важно, ведь именно акустическая система хорошего гитарного комбика определяет характер окончательного звука при выходе. Если подытожить все выше сказанное, получается, что качество и характер физики звука определяется электрической схемой гитарного комбика, а характер звучания определяется его акустикой.

Живое и характерное звучание, которое позволяет получить комбик, является не только его преимуществом, но и его недостатком. Это связано с тем, что приходится подбирать модель комбика под конкретную электрогитару, чтобы найти наиболее эффективное звучание связки «электрогитара-комбик». Например, если электрогитара с посредственным звучанием, подключенная к качественному комбику, будет иметь узнаваемый звук (обычно тогда говорят, что звучит комбик), то хорошо звучащая гитара с посредственно звучащим комбиком нормально не зазвучит.

Гитарный комбоусилитель исполняет функции индивидуальной мониторной системы, иными словами подзвучки для гитариста. Ее главная задача - сделать звучание электрогитары выделяющимся в общем звуке, что необходимо на репетиции с акустическими барабанами, концертах и при записи на студии. Качественные хорошие комбики позволяют без искажения получить звуки большой громкости благодаря большому динамическому диапазону, а также дают звуку хорошую читаемость и разборчивость.

Говоря в общем, комбик делает звучание электрогитары, подключенной к нему, более плотным, насыщенным, ярким, более агрессивным, жестким, с хорошей читаемостью и хорошей атакой, имеющим характерную окраску. И этот список можно продолжить похожими прилагательными. Для тех гитаристов, которые души не чают в своем инструменте и считают его самым главным, подключение электрогитары к комбику - лучший вариант, ведь хороший усилитель поможет выделить и акцентировать внимание на звучании даже весьма посредственной гитары на фоне барабанов, клавиш, баса и других инструментов и улучшить его. В этом случае комбик - лучший вариант.

Подключением электрогитары в линию называют подключение ее к звукоусиливающей аппаратуре через согласующее устройство, чаще всего - микшерный пульт.

Чтобы получить обработанный при помощи педали эффекта или гитарного процессора звук, электрогитару сначала подключают ко входу педали эффекта/гитарного процессора, выход же педали эффекта/гитарного процессора подключается ко входу канала на микшерном пульте.

Подключение электрогитары в линию

При подключении электрогитары в линию характер ее звучания будет сильно отличаться от того, как она звучала через комбик, так как в этом случае сигнал проходит через звукоусилительный тракт, предназначенный для работы с широкополосным сигналом от 20 до 20000 Гц. По сравнению со звучанием электрогитары через комбик звучание в линию имеет меньшую насыщенность, теряет характерную окраску и оттенки звучания, даже при использовании высококлассной бытовой аппаратуры с 3-х полосной акустической системой. Причина этого в том, что задача бытовой аппаратуры, такой как музыкальные центры, магнитофоны, акустические системы, звуковые карты и усилители, состоит в том, чтобы сделать равномерным усиление колебаний с разными частотами. Это подходит для сглаженного цифрового звука, например, синтезированные звуки, CD-записи, но живое звучание музыкальных инструментов при этом просто невозможно. Звучание становится сглаженным и плоским, теряет динамику, так как широкополосный звуковой тракт выравнивает частоты и гармоники в сигнале.

Акустика широкополосных акустических систем, в отличии от комбика, не согласована с электрогитарой, не работает на ее звук. Это приводит к заметной потере в звучании. Звук теряет «характер», но зато становится более предсказуемым. Благодаря подключению гитары в линию можно согласовать ее звучание со звучанием остальных инструментов. Это часто используется при записи.

Подключение электрогитары в линию имеет еще одно преимущество. Это возможность ее записи. Используя комбик для записи, понадобятся микрофон и помещение без акустики, именно поэтому, записываясь в домашних условиях, используется подключение электрогитары в линию.

Подключаясь в линию, можно использовать и аналоговые, и цифровые устройства. Оцифровка звука предполагает сильное сжатие и выравнивание динамического диапазона сигнала для того, чтобы отдельные всплески на входе не переполнили разрядную сетку аналого-цифрового преобразователя. Все это для того, чтобы избежать возникновения очень неприятных для слуха искажений звука. В отличии от цифрового, аналоговый звук отличается большей динамичностью, яркостью, он более живой. Это связано с тем, что оцифровка убирает часть информации из сигнала. Подытожив все выше сказанное, можно сказать, что аналоговый перегруз звучит плотнее цифрового. Особенно видна разница между ними, когда они звучат одновременно. Но есть один вопрос. Чему стоит отдать предпочтение при игре на электрогитаре в линию: гитарной аналоговой педали или гитарному цифровому процессору?

Так как широкополосный звуковоспроизводящий тракт сильно сглаживает сигнал, звучание через педаль эффекта в линию даже близко не стоит с ярким, живым и характерным звучанием электрогитары через комбик.

Во время репетиции в музыкальной студии из-за громыхания барабанов наводки, свист и другое, связанное с использованием не экранированной электрогитары и до упора накрученного гейна, мало заметны. Но в домашних условиях это не может остаться незамеченным - уж очень неприятно на слух. Именно поэтому хоть звучание электрогитары через педаль эффекта при перегрузе будет более плотным по сравнению с гитарным процессором, но более практичным в домашних условия является процессор. Да и звучание у него поинтересней.

Подключение электрогитары к компьютеру может производиться или напрямую, или через микшерный пульт к линейному входу звуковой карты компьютера. Оно является одним из частных случаев подключения в линию.

Каждый из видов подключения имеет свои преимущества и недостатки. Если говорить о достоинствах подключения электрогитары к комбику, то это невысокая стоимость и достаточно простая коммутация.

Главное преимущество подключения электрогитары в линию - функциональность, простота и удобство эксплуатации, возможность выводить звук на запись и мониторы, а также возможность поэтапной записи по трекам.

Подключение электрогитары к компьютеру

Так как подключение электрогитары к компьютеру используется для записи, то есть смысл задуматься о создании домашней музыкальной студии. И здесь речь идет не об очень дорогой аппаратуре, а о недорогом комплекте устройств, который поможет быстро и легко работать над звуком. Это может быть как обычная запись партий электрогитары, так и репетиции с сопровождением партий других инструментов, которые выводятся через звуковую карту. В такой набор может состоять из педали эффектов и гитарного процессора, микшерного пульта, компьютера, аудио-карты, активных мониторов, микрофона, наушников и шнуров.

Для подключения электрогитары непосредственно к компьютеру, если нет возможности купить такой комплект оборудования, нужно использовать полупрофессиональные звуковые карты. Использование мультимедийных звуковых плат или встроенных в материнскую плату не рекомендуется, так как они имеют невысокое качество звучания, высокий уровень шумов и так далее.

Итак. Тяжело сказать, что лучше: подключение электрогитары к комбику или подключение в линию, очень тяжело, ведь каждый вид подключения призван к решению разных задач. Это можно наглядно увидеть в следующей таблице. Подключение в линию рассматривается в ней не в разрезе организации профессиональных концертов, где могу быть использованными оба вида подключения, но с точки зрения бытового применения.

Параметры

Подключение к комбику

Подключение в линию

Основная функция

Локальная (персональная) подзвучка для гитариста, выделение электрогитары в общем звуке

Запись, согласованное звучание с другими инструментами в общем звучании

Характер звучания

Яркое, плотное, характерное, “живое”, активное, хорошая атака

Мягкое, сглаженное, “плоское”, мягкая атака

Влияние акустики на звук

Сильное влияние: подчеркивание основных частот и гармоник, определение оттенка и нюансов в звучании

Слабое влияние, равномерное воспроизведение всех частотных составляющих в сигнале

Динамический диапазон

Очень большой

Источник звука

Область применения

Концерты, студийная запись, репетиции с акустическими барабанами, домашние репетиции

Концерты, домашняя запись и репетиции (в сопровождении записанных партий других инструментов)

Подходящий вид обработки сигнала
Ан

Аналоговый

Аналоговый и цифровой

Что требуется дополнительно кроме электрогитары и шнуров

Гитарный комбик

Гитарная педаль или процессор эффектов, микшерский пульт, звукоусилительная система

Использование при игре под живой аккомпанемент

Подходит

Не подходит

Использование при игре под “цифровой” аккомпанемент

Не подходит

Подходит

На выступлениях и концертах чаще всего кроме известных нам двух способов используется комбинированный способ. Это значит, что гитарный комбик используется как монитор для гитариста на сцене, сигнал же от комбика через микрофон или шнур проходит на микшерный пульт и в общем миксе выводится через основную звуковоспроизводящую систему в зал.



Современные электрогитары и бас гитары имеют унифицированный разъем TRS (“Джек 1/4”) для подключения к внешним аудио устройствам. Разъем типа TRS – это, собственно, розетка или “мама”, которая у большинства гитар расположена на нижней части деки около темброблока или на ребре деки под фишкой для гитарного ремня. Штепсель или Джек 1/4 “папа” выполнен в виде металлического пальца с контактным носиком и токопроводящей шейкой.

Обозначение 1/4 – диаметр разъема в дюймах, в пересчете на миллиметры равняется 6,35 мм.

Что нужно для подключения гитары к компьютеру? С похожими разъемами TRS диаметром 3.5 мы сталкиваемся регулярно в быту. Это обычный разъем для наушников в плеерах, ноутбуках и компьютерах.

Шаг 1

Чтобы нужен аудио шнур. Аудио шнур можно приобрести в музыкальном магазине. Для подключения электрогитары к компьютеру нужен шнур, на одном конце которого Джек 1/4 “папа”, а на другом Джек 3.5 тоже “папа”. Шнуры бывают разной длины, для квартиры, при подключении к компьютеру, достаточно будет шнура длиной 3 метра. Если Вы любите попрыгать с гитарой по комнате, возьмите 5 метровый шнур, чтобы не ограничивать себя в свободе перемещения.

Если Вы пользуетесь компьютером уже давно, то заметили наряду с разъемом для колонок еще пару разъемов TRS 3,5. Это линейный вход и выход для подключения микрофона: он нам понадобится, чтобы подключить электрогитару к компьютеру .

Шаг 2

Для хорошего качество звука, рекомендуется качественные звуковые карты, они бывают как и внешние (USB), так и дискретные (PCI), они хороши тем, что поддерживают протокол ASIO, на аппаратном уровне, но можно также обойтись и обычной звуковой картой, вам тогда понадобиться драйвер ASIO4ALL , этот драйвер значительно уменьшит задержку звука.

Шаг 3

Вам потребуется программа, которая будет накладывать эффект на гитару (если у вас нету купленных примочек). Программа называется Guitar Rig , она подойдет всем тем, кто еще не готов покупать примочки!

– Устанавливаем ASIO4ALL

– Устанавливаем Guitar Rig

Аудиошнур теперь подключаем к разъему микрофона компьютера, предварительно убавив на колонках громкость. После того, как шнур подключен к компьютеру, активизируйте микрофон в соответствии с настройками вашей операционной системы. В некоторых системах он может быть по умолчанию выключен. Вообще рекомендуется предварительно изучить спецификацию аудиосистемы вашего компьютера, чтобы выяснить какой тип звуковой карты (набор микросхем ответственный за аудио) у вас установлен, какие настройки система позволяет менять на звуковых устройствах. Если микрофон успешно активирован в настройках, то при легком касании пальцем кончика джека 1/4, который должен подключаться к гитаре, в колонках будут слышны щелчки.

Прежде чем подключить электрогитару к компьютеру , поверните ручки темброблока гитары в положение “минимум громкости”. Вставьте джек в гитару. Теперь гитара подключена к компьютеру. Извлеките из нее какой-нибудь звук и одновременно плавно прибавьте громкость: в колонках должно появиться звучание. Внимание – во время манипуляций с настройками звуковой карты, при подключенной гитаре, старайтесь, чтобы регулятор звука на вашей гитаре не был на максимуме . Если нужно прибавить громкость, сделайте это непосредственно на самих колонках.

Если у вас все получилось и вы слышите звук гитары из колонок, то можно включить программу Guitar Rig, в настройках программы, вам нужно установить драйвер ASIO4ALL, как устройство Audio and MIDI settings à Audio à Device (ASIO4ALL)

Если вы все сделали правильно, то можете выбрать вам нужный эффект и наслаждаться игрой на электрогитаре!

Подключить электрогитару к компьютеру – это первый шаг на пути к освоению всех возможностей электронной обработки музыки. Удачи Вам!

В этой статье мы рассмотрим, как правильно подключить гитару к компьютеру, не располагая профессиональной звуковой картой, и при этом минимизировать задержку звука.

Сегодня домашним гитаристам не обязательно иметь арсенал аппаратуры из педалей эффектов, гитарных усилителей, кабинетов, микрофонов или комбиков. Все что вам нужно – это компьютер и кое-какое программное обеспечение, раздобыть которое не составит труда. Вы можете столкнуться с проблемой задержки звука во время игры на гитаре, но эта проблема вполне решаема.

Подключение гитары к компьютеру

Гитару следует подключать в инструментальный hi-z вход звуковой карты. Это вход с высоким сопротивлением, рассчитанный специально для подключения музыкальных инструментов. Дело в том, что исходящий сигнал от звукоснимателей требует согласованности сопротивления входа звуковой карты для равномерности частотной характеристики. Но такой вход есть лишь на профессиональных звуковых картах, рассчитанных на студийную работу. Предположим, что мы с вами не профи, мы стремимся к экономии и не располагаем дорогой звуковой картой.

Есть альтернатива инструментальному hi-z входу. DI-box – это устройство, которое преобразовывет высокоомный сигнал музыкального инструмента в низкоомный. Штука полезная, позволяет согласовывать сопротивления, а также уменьшать шумы, возникающие в кабелях соединения. К тому же стоит гораздо дешевле звуковой карты с инструментальным входом. В интернете полно информации о di-box’ах, если интересно – изучайте. Но приобретение DI-box – это тоже расходы, а наличие его у вас в хозяйстве гораздо менее вероятно, чем наличие какой-нибудь педали эффектов или гитарного процессора. К чему я клоню? В качестве согласователя сигналов может выступить педаль эффектов с активным выходом или гитарный процессор в режиме bypass.

Согласовывать сопротивления инструмента и звуковой карты – это правильный и необходимый шаг, если мы хотим выжать максимум качества, и в записи своих инструментов приблизиться к коммерческому звучанию. Однако, не всякий новичок заметит разницу звучания гитары с согласованным и не согласованным сигналами. Все приходит с опытом. Гитару можно подключить к компьютеру напрямую . Хотя крайне рекомендую вариант согласованного сопротивления или инструментальный hi-z вход!

Не зависимо от того, подключаете ли вы гитару напрямую или через устройство согласования сопротивлений, гитару следует подключать в линейный вход. Важно: Не путать с микрофонным входом. На некоторых звуковых картах они совмещены в один разъем. Если это ваш случай – тогда необходимо переключить вход в режим line-in. Делается это в интерфейсе драйвера звуковой карты.

Гитара подключена к компьютеру, настраиваем программную часть

Мы рассматривали самые популярные виртуальные гитарные процессоры, такие как Guitar Rig, Amplitube и прочие. Найти “народные” версии программ не составит сложности в современном интернете. В качестве примера рассмотрим настройку Guitar Rig 5. Предполагается, что вы уже озадачились поиском и успешно установили на свой компьютер эту замечательную программу. На рабочем столе вы наблюдаете ярлык Guitar Rig 5, не теряем времени – запускаем. Возможно, Вам повезло и все работает как надо, но чаще всего гитаристы сталкиваются с проблемами…

Плохо слышно гитару, только шум

На данном шаге уже может возникнуть проблема, связанная с типом кабеля, который вы использовали для соединения гитары с компьютером. Если вы слышите только шум или звук гитары кажется очень тихим и как будто “в далеке”, то проблема скорее всего в том, что сигнал от гитары идет по левому каналу стерео-кабеля, а guitar rig мониторит правый (или наоборот). Проблема решается в один клик. В верхней части окна guitar rig в блоке IN следует поменять местами L и R.

Задержка при игре на гитаре

Другая проблема, с которой вы можете столкнуться при игре на гитаре через компьютер – это задержка звука. Почему это происходит? Потому что компьютеру нужно время чтобы преобразовать аналоговый сигнал гитары в цифровой, обработать его выбранным Вами эффектом, а затем преобразовать обратно из цифрового в аналоговый, и вывести на line out звуковой карты. Избавиться от задержки полностью не возможно, но её можно минимизировать до такой степени, что она станет незаметной. Кстати для тех, кто не знал: аппаратные гитарные процессоры также имеют задержку. Но она на столько мала, что ее трудно заметить. Будем к этому стремиться. В профессиональных и околопрофессиональных звуковых картах имеется протокол ASIO (audio stream input/output). Этот интерфейс разработан специально для музыкантов и предназначен для скоростной обработки вывода входящего аудио сигнала. Если в вашей звуковой карте имеется такой протокол, то его и следует использовать. Но в общем случае на недорогих звуковых картах (в том числе и встроенных звуковых картах) предполагается отсутствие такой полезной вещи как ASIO. Выход из ситуации есть, это драйвер ASIO4ALL. ASIO4ALL позволяет эмулировать протокол ASIO на системах с любой звуковой картой, в том числе и встроенной в материнскую плату. Скачивайте и устанавливайте.

Как настроить ASIO4ALL

Теперь, чтобы минимизировать задержку, в окне Guitar Rig 5 переходим File -> Audio and MIDI settings.


Во вкладке Audio в поле Driver устанавливаем ASIO, в поле device выбираем ASIO4ALL. Жмем кнопку ASIO Config, и экспериментируем с размером буфера.

Поскольку эффективность работы ASIO4ALL зависит от производительности ваших процессора/памяти, то размер буфера будет для Вас индивидуальным. В общем случае размер 256 позволяет держать задержку на вполне комфортном уровне для исполнения скоростных соло. Больший размер буфера – больше времени на обработку сигнала, меньший – соответственно меньше времени.

Экстремально малое значение вызовет шум, похожий на треск.

Частота семплирования Sample Rate, для минимизации задержки в ASIO

Еще один важный нюанс, часто упускаемый из вида при настройке задержек гитарного звука – частота семплирования (Sample Rate). Частота семплирования, выставленная на звуковой карте, должна совпадать с частотой в программе обработки звука. В данном примере Sample Rate Guitar Rig установлена 96000 KHz (как и в настройках звуковой карты). Если бы это частота была различна, то процессору нужно было бы затратить ресурсы для преобразования, а на это, как вы понимаете, нужно время. Для нас это было бы неприемлемым.

Проверка частоты семплирования на примере MS Windows 7.

Переходим: Пуск->Панель управления->Оборудование и звук->звук

На вкладке “Воспроизведение” нажимаем на устройство по умолчанию. В появившемся окне выбираем вкладку “Дополнительно” и в разделе “Формат по умолчанию“ выбираем нужную нам частоту. То же самое проделываем с вкладкой “Запись” окна “Звук”. После того как мы выставили одинаковые значения Sample Rate в драйвере звуковой карты мы устанавливаем такое же значение в поле Sample Rate программы Guitar Rig 5.

Выводы

  1. Для игры на гитаре через компьютер нужна только гитара и компьютер! + немного времени на установку и настройку программ. Однако крайне рекомендуется согласовывать сопротивления инструмента и входа звуковой карты.
  2. Ликвидировать задержку на 100% не получится, но минимизировать её до такой степени, что она станет совершенно незаметна – запросто.
  3. Использование профессиональных звуковых карт для игры на гитаре – это идеальный вариант, но можно обойтись и встроенной звуковой картой.
  4. Величина Sample Rate и размер буфера ASIO – основные показатели, влияющие на задержку при игре на гитаре через компьютер.

На этом всё. Эти простые советы помогут Вам минимизировать задержку при игре на гитаре через компьютер, используя любые программы класса гитарных процессоров вроде Guitar Rig, Amplitube, Revalver или программы звукозаписи и сведения DAW, такие как Cubase, Reaper, Audition. Принцип настройки везде один и тот же.

Если остались вопросы – пишите в комментариях!

Большинство гитаристов-профессионалов (в том числе известнейший российский музыкант и автор книг по искусству импровизации Игорь Бойко) считают, что для полноценных занятий на электрогитаре инструмент следует подключать. Даже если упражняешься дома.

Оттачивание мастерства на отключенной гитаре может сформировать привычки, которые впоследствии негативно скажутся на «живом» исполнении. Но под рукой может не оказаться комбика (он, к примеру, на репетиционной базе или вообще еще не приобретен). В такой ситуации на помощь гитаристу приходит компьютер (или ноутбук). Освоив несложную последовательность действий, даже начинающий музыкант сможет разобраться, как подключить электрогитару к своему компьютеру или ноутбуку.

Джек и мини-джек спешат на помощь

Для начала работы нам понадобятся, как минимум, шнур со штекерами типа джек-джек и переходник джек – мини-джек. (с 6,2 на 3,5 мм) Компьютер и электрогитара, разумеется, тоже должны быть в наличии.

Компьютер должен быть укомплектован качественной звуковой картой – дискретной (PCI) или внешней (USB). Такая карта в дальнейшем обеспечит высокое качество звука, благодаря способности поддерживать протокол ASIO на аппаратном уровне. Если на компьютере установлена интегрированная звуковая карта, не поддерживающая протокол ASIO, то нужно будет скачать и установить драйвера ASIO4ALL на свой компьютер. Такие драйвера обеспечивают минимальную задержку на программном уровне при воспроизведении звука.

Подключаемся согласовываем сопротивления входа-выхода

Начинающему гитаристу, как правило, бывает достаточно качества звучания, которое дает подключение гитары к компьютеру напрямую. Для этого достаточно включить шнур в гнездо линейного входа (обычно синего цвета) и настроить программную часть, о которой речь пойдет ниже.


Практически каждый музыкант, достигая определенного уровня мастерства, старается несколько усовершенствовать свою домашнюю мини-студию. Согласовать сопротивление на выходе инструмента и на входе компьютера можно с помощью устройства Di-box, преобразующего высокоомный сигнал гитары в низкоомный – более приемлемый для линейного входа.

Так выглядит Di-Box

Кроме того, такой прибор снижает уровень шумов, возникающий в шнурах. Совсем продвинутые гитаристы, занимающиеся музыкой профессионально используют для согласования сигнала, исходящего от звукоснимателя со звуковой картой, так называемый инструментальный hi-z вход, который есть далеко не на всех картах и рассчитан, как правило, для студийной работы. Такая карта достаточно дорогостоящая, но звук дает близкий к идеальному.

Обратите внимание! Если у Вас активные звукосниматели, то возможно, подключив их в микрофонный разъем Вы получите лучший эффект!

И все же, несмотря на возможность согласовывать сигнал с помощью специальных устройств, опыт показывает, что большинство гитаристов-любителей достаточно успешно справляются с такой задачей с помощью обычных «примочек» — гитарных педалей и процессоров в режиме байпасс.


Настройка программной части

После подключения гитары к компьютеру на экране монитора откроется окно Диспетчер Realtek HD и окно с вопросом «какое устройство вы хотите подключить». Выбираем линейный вход, нажимаем ОК. Затем переходим на вкладку Line in at rear panel (Blue), которая находится правее микрофонной вкладки, и выстраиваем громкость. В результате гитарист должен услышать звук своего инструмента, пока ещё абсолютно необработанный.

Придать гитарному звуку практически любой тембр и окраску поможет использование специальных VST плагинов, среди которых
одним из лучших считается Guitar Rig, разработанный компанией Native Instruments. Программа по сути представляет собой многофункциональное устройство, предназначенное как для обработки гитарного звука, так и для качественной его записи. Такой виртуальный процессор укомплектован практически всеми возможными гитарными эффектами: компрессор, хорус, ревербератор, дисторшн и т.д., которые можно самостоятельно регулировать, добиваясь нужного звучания или можно воспользоваться готовыми пресетами, великое множество которых предоставляет интернет. Детально ознакомиться с работой плагина можно, изучив его инструкцию. Помимо Guitar Rig существуют и другие эмуляторы, такие как ReValver, Amplitube и т.д.

Если драйвер ASIO4ALL уже скачан на компьютер, следует его настроить. Для этого необходимо в окне Guitar Rig перейти по вкладкам File ->Audio and MIDI Settings:


Во вкладке Audio следует установить ASIO в поле Driver и выбрать ASIO4ALL в поле Device. Нажимаем ASIO Config и выбираем размер буфера.


Подбирать такой параметр следует исходя из производительности процессора для каждого компьютера индивидуально.

Ещё одним важным параметром, которым не следует пренебрегать при настройке гитарного звука, является Sample Rate – частота семплирования, которая также должна быть согласована между картой памяти и виртуальным процессором. Если эти величины будут различаться, компьютеру потребуются дополнительные ресурсы на синхронизацию, которые займут определённое время. Значение Sample Rate в Guitar Rig можно увидеть в окне Audio and MIDI Settings.

Проверить данный параметр на звуковой карте можно, выбрав на панели управления вкладку оборудование и звук -> звук: По выбранному оборудованию дважды щелкаем левой клавишей мыши и в открывшемся окне «свойства» выбираем вкладку «дополнительно», в которой выбираем необходимую частоту. Те же действия следует повторить во вкладке «запись».

Зачем всё это нужно? Установка драйверов ASIO4ALL и настройка частоты семплирования помогут справиться с такой проблемой, как задержка звука. Задержка происходит вследствие того, что компьютеру или ноутбуку требуется определенное время на преобразование сигнала и его обработку с выводом на линейный вход. Устранить такую проблему на сто процентов невозможно, но попытаться свести её к минимуму будет не лишним.

Освоив эти несложные манипуляции, даже начинающий гитарист сможет с помощью ноутбука или компьютера организовать небольшую домашнюю студию, вполне пригодную для занятий или записи треков.

Принципиальных отличий в подключении электрогитары к компьютеру и ноутбуку нет, за исключением того, что при работе с ноутбуком штекер вставляется в микрофонный вход (с последующей настройкой, аналогичной рассмотренной для линейного входа) и обязательно использовать усилитель сигнала, в качестве которого может быть любая «примочка», т.к. своей чувствительности звуковой карте ноутбука не хватает для обработки сигнала звукоснимателя.

Таким образом, наличие компьютера или ноутбука открывает перед гитаристом возможности, о которых Уэс Монтгомери и не мечтал. Трудитесь, всё в ваших руках!