Безопасность

Драм-машины. Все о драм-машинах Музыкальный инструмент драм машина

Что так ценится в современной музыке, чем объединяет она всех, кто попадает под ее влияние? Конечно, это ритм. Без качественной партии ударных со сложным ритмическим рисунком и многообразием синкопированных фрагментов и сбивок уже невозможно представить себе популярную композицию. Но запись «живых» ударных - очень дорогое и очень затратное по времени занятие. Одно дело, если группа записывает альбом, который позже планируется отыграть на реальной площадке. Работа над таким альбомом может длиться месяцами. Другое дело, когда сводяться одна или две композиции. На каждую из которых потребуется минимум 8 часов работы в студии. Да еще и помещение подходящее подобрать надо. Самая очевидная альтернатива - это современная и функциональная драм машина.

Драм-машина - что это?

Что такое драм-машина? Устройство, название которого и на английском, и на русском звучит одинаково, - это обычный модуль электронного типа, имитирующий работу ударной установки. Не стоит путать драм-машину с электронными барабанами - две разные вещи. В первом случае для звукоизвлечения нажимаются широкие кнопки или пэды. Во втором - используются классические барабанные палочки.

За качество имитации отвечает встроенная в драм машину отличная звуковая карта и продуктивный процессор с мощной «оперативкой». Внутри и снаружи устройства, помимо этого:

  • тон-генераторы с полным набором звуков всех известных барабанов и перкуссии;
  • уже упомянутые пэды, позволяющие набить любую партию в ручном режиме;
  • встроенный секвенсор, позволяющий отредактировать записанное;
  • достаточный объем памяти для сохранения множества ритмических рисунков или, как их еще называют, паттернов.

Немого истории

На самом деле драм-машину придумали давно. Настолько, что даже лампочки накаливания в то время были известны далеко не всем. Произошло это аж в 1930 году. Примитивной и малофункциональной была первая драм-машина, но это не помешало активно использовать ее на танцевальных мероприятиях того времени. Под драм-машину танцевали вальс, танго и даже свинг. Но истинная популярность устройства пришлась на 1980-е годы. Это был настоящий взрыв электронной музыки.

Что есть? Из чего выбрать?

Для чего нужна драм-машина? На данный момент производители предлагают несколько интересных решений для разнообразия музыкальных и ритмических вариантов:

  • Компьютерные MIDI-секвенсоры, выдающие фоном записанный фрагмент без остановки и накладывая на него новые звуковые дорожки. Увы, почти все секвенсоры такого плана грешат едва заметными сбоями в воспроизведении, что снижает качество записи в частности и сведения в целом.
  • Драм-машины, как отдельные устройства. Использующиеся для записи и воспроизведения ритмических рисунков.

Воспроизведение можно условно разделить на:

  • аналоговое (дорогое и ограниченное в выборе звуковых средств);
  • виртуально-аналоговое (разнообразное, но недостаточно насыщенное);
  • основанное на семплах;
  • основанное на частотной модуляции (выдающее интересный, но непредсказуемый результат).

Да, очевидно, что устройство еще долго не сможет соперничать с живым виртуозом. Но техника все время совершенствуется, а пока драм машины широко используют для отработки живых треков для выступлений и нарабатывания сложных ритмических рисунков. Кроме того, драм машины комбинируют с живым звуком, получая насыщенное и яркое звучание.

Организация домашней студии - дело довольно хлопотное и затратное. Габариты помещений обычной квартиры или дома таковы, что разместить полноценную по всем правилам не представляется возможным. И здесь на помощь музыканту может прийти драм-машина. Это устройство способно заменить барабанную установку начального уровня. Однако нужно уметь выбирать такие вещи. К тому же, имеются программные аналоги устройства. Для их использования необходим всего лишь компьютер. Но обо всем по порядку. Сначала нужно понять, что это за машина такая.

Что это такое?

Итак, драм-машина - это устройство (или программа) для организации партии барабанов при записи музыки, аранжировок и "минусовок". Устройства могут быть различной конструкции. По внешнему виду все драм-машины здорово отличаются друг от друга. Широкое распространение эти "инструменты" получили в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия. То есть как раз тогда, когда на сцену массово повалили многочисленные группы-однодневки, играющие "электронщину". Стоит отметить, что добиться реально звучащих барабанов на этой машине не представляется возможным. Всегда будут какие-то огрехи. Поэтому уважающие себя рок-исполнители и команды никогда не использовали сей агрегат.

Драм-машина широко используется рэперами, поп-исполнителями и профессиональными диджеями. То есть представителями именно тех жанров, где реалистичность барабанов абсолютно не нужна. Тем не менее, рок-команды могут использовать эти аппараты чисто для поддержания ритма. Барабанщик запускает машину и подстраивается под ритм. Это помогает играть ровно и без накладок. Есть также специальные машины-педали. Они выполнены в форме педали "бочки" (басового барабана) и служат для тренировки навыков. В этом плане отрицать полезность драм-машины для барабанщика рок-группы невозможно. Однако разберем основные и самые популярные модели. Также остановимся на компьютерных программах.

Korg Volca Beats

Это самая простая драм-машина. Играть на ней можно очень легко. Эта машина является аналоговой с движком РСМ. Но управление осуществляется цифровыми технологиями. Это самая дешевая драм-машина из всех существующих. Соответственно, возможности ее тоже сильно ограничены. Однако для создания аранжировок в стиле "рэп" и "электро" она вполне подойдет. Также ее можно брать на концертные выступления благодаря компактным размерам. В комплекте устройства только один выход на мини-джек (формата стерео), один вход на миди и один разъем синхронизации. Понятно, что профессионалы в области звукозаписи такую ограниченную машинку не купят. Она рассчитана на новичков и тех, кто не занимается профессионально музыкой.

Roland AIRA TR-8

Это уже более серьезный инструмент. Драм-машина такого уровня используется профессиональными музыкантами. Да и качество устройств от "Роланд" широко известно во всем мире. Машина имеет внушительные габариты и предназначена исключительно для студийного использования. Ко всему прочему, она еще является встраиваемой. Зато предоставляет музыканту внушительный набор эффектов и сэмплов. Всего в машине 16 паттернов. Но их можно соединить и зациклить. В итоге, получится 32 паттерна. Весьма неплохой результат. Аппарат снабжен всеми нужными интерфейсами и обладает превосходным дизайном. Работать с "Роланд" - одно удовольствие. Однако и цена на это устройство заметно отличается от стоимости предыдущего нашего экспоната. Но за качество и богатый функционал приходится платить.

Elektron Machinedrum SPS-1 UW mk2

Эта драм-машина родом из Швеции. Уже одно это подразумевает высокое качество исполнения. Это чуть ли не единственный аппарат, который может похвастаться реалистичностью звучания акустических барабанов. Такой умопомрачительный эффект достигается за счет того, что в "Электроне" имеется несколько синтезаторов. И каждый отвечает за отдельный процесс. TRX обеспечивает реалистичность звуков "Роланд", EFM использует ЧМ-синтез, а E-MU отвечает за реалистичность моделирования. также имеется специальный синтезатор, который моделирует посторонние шумы при создании звука аналоговых барабанов. Именно за счет этого и достигается высокая реалистичность звука. "Фишкой" "Электрона" является и то, что можно изменять количество и стиль паттернов в режиме реального времени. Также этот аппарат обладает компактными габаритами, что делает его незаменимым во время живых выступлений.

Виртуальные драм-машины

Этот вариант как нельзя лучше подходит начинающим музыкантам. Драм-машина на компьютер позволяет не покупать дорогостоящее оборудование и думать потом, как его подключить. Достаточно просто скачать отдельную программу или плагин для звукового редактора - и уже у пользователя в руках полноценная виртуальная драм-машина с множеством эффектов, сэмплов и настроек. Ярким примером виртуальной машины может служить продукт Acoustica Beatcraft. Этот виртуальный инструмент позволяет добавить неограниченное количество паттернов и назначить на каждый свой сэмпл. При этом программа обеспечивает высококачественное и реалистичное звучание почти всех барабанов. Только вот стиль "рок" немного хромает. Но это везде так. Никакая драм-машина не в состоянии заменить реальную ударную установку.

Тем не менее, для начинающих музыкантов более всего подходит виртуальная драм-машина. Играть на клавиатуре, конечно, не так удобно, как на специально предназначенных для этого кнопках. Но пристроиться можно. К тому же, клавиатуру можно полностью настроить "под себя". Это является еще одним преимуществом в использовании виртуальной драм-машины.

В заключение

Итак, мы разобрались, что такое драм-машина и зачем она нужна. Если вы уже загорелись идеей купить себе такой инструмент и начинать творить шедевры, то не торопитесь. Для новичка лучше всего подойдет виртуальная драм-машина. На клавиатуре можно научиться правильно и вовремя нажимать паттерны. И тогда разобраться с профессиональным инструментом получится куда быстрее. Но не забывайте, что хорошие аппараты приличного уровня стоят немало. Поэтому нужно сначала задать себе вопрос. А нужно ли оно вообще? Ведь легко можно обойтись программными средствами. Впрочем, решать вам.

Что ни говори, а ритмическая составляющая в современной музыке, пожалуй, имеет главенствующее значение. Современная аранжировка практически немыслима без продуманной, «качающей» партии барабанов – живых или электронных.

Будем честными перед собой – хорошо записать живые барабаны далеко не каждому по карману. Большинство студий отводят под ударную установку всего лишь так называемую «барабанную кабинку» площадью 10 – 12 метров. Однако, для действительно качественного звучания необходимо помещение не менее 30 – 50 метров, потому что для акустического инструмента, каким является установка, важен не только собственный звук, но и звук отражений от стен – то есть «пространство». Барабаны, записанные в кабинке, так и останутся сухими и скованными, как ни пытайся их потом размыть ревербераторами при сведении.

Но даже если Вы найдете студию с хорошим акустическим помещением для записи барабанов, стоимость такой работы влетит Вам в копеечку. Ведь под каждую конкретную композицию барабаны требуют индивидуальной регулировки и настройки, и время на эту работу обычно включается в арендную плату за пользование студией. В результате на запись барабанных партий для одной песни может уйти 8 – 10 часов, а то и больше. Если же Вам предлагают «записать барабаны часа за 3» – можете практически быть уверенными, результат будет скверным.

Поэтому музыканты, работающие над аранжировками самостоятельно, чаще предпочитают альтернативные решения:

  • Использование готовых барабанных лупов, расставляя их в нужной последовательности;
  • Использование имитации живых барабанов с помощью инструментов на базе семплов;
  • Использование чисто электронных звуков для создания ритмических партий.

Лупы – это «петли», отрывки партий, сыгранных реальными музыкантами и записанных в студии, а затем нарезанные и собранные в специальные банки. Они могут быть длиной в один такт, а могут, к примеру, в восемь. Аранжировщику всего лишь требуется собрать конструктор из готовых ритмических блоков.

Такой вариант работы позволяет максимально приблизить звучание ритм-секции к живому исполнению. Однако он имеет свои недостатки. Они заключаются, прежде всего, в ограниченной возможности вмешательства звукорежиссера в барабанную партию на этапе сведения. В большинстве случаев лупы – это микс из всех барабанов, а значит разделить их для изменения панорамы или индивидуальной динамической и частотной обработки не представляется возможным.

Что же касается семплерной имитации барабанов и работы с электронными звуками – то тут есть два возможных подхода.

Семплер плюс секвенсор

Первый подход – это использование привычного компьютерного MIDI-секвенсора. Сигнал с него направляется в с загруженным барабанным банком или в другой тон-генератор с выбранной барабанной программой. Этот способ очень удобен, но при этом имеет свои недостатки.

С середины 80-х все производители музыкальных инструментов повально начинают выпускать ритм-машины – Yamaha, Alesis, Korg, Casio, Pearl, Clavia и так далее.

Критерии выбора

Становясь перед очередным выбором – мы, как обычно, первым делом должны определить его критерии.

Во-первых, для начала решим, принципиально ли наличие MIDI . Не удивляйтесь, многие музыканты и сегодня предпочитают работать минуя этот протокол. Почему – я уже описал выше. Существуют альтернативные пути коммуникации с внешним миром. Но они гораздо более ограничены и требуют специфического подхода.

Однако, в данном случае речь идет еще и о том, что многие инструменты эпохи, предшествовавшей появлению MIDI, сегодня можно мидировать с помощью специальтых ретрофитов, а также искусственно заставить работать по миди через специальные конверторы сигнала. Естественно, это сложнее и дороже, чем просто купить прибор с уже готовым миди, но с другой стороны – это единственный способ получить звук настоящих Roland TR-808, Oberheim DMX или Linndrum.

Если Вы не гонитесь за каким-то конкретным звуком – то Вас, скорее всего, вполне удовлетворит хорошая драм-машина с фабричным MIDI-интерфейсом.

Во-вторых, стоит отдельно сказать про размеры . Если требуется сэкономить место – то одним из вариантов является приобретение рэковой версий инструментов. Существует много разных приборов, в которых отсутствует секция пэдов. На таком инструменте невозможно сыграть нужную партию руками, но зато они компактные. А в качестве пэдов можно использовать либо внешний контроллер, либо обычную клавиатуру Вашего синтезатора, подключенную по миди. Такие приборы можно назвать специально заточенными под барабанные звуки ромплерами.

Примеры рэковых драм-модулей – Roland R-8M (версия десктопной ритм-машинки Roland R-8), Kawai XD-5 , Pearl SC-40 (кстати, аналоговый прибор!), Novation DrumStation (аналоговое моделирование ) и так далее.

В-третьих, необходимо определиться, какой вид синтеза будет у Вашего будущего инструмента. Аналоговый, виртуально-аналоговый, на основе семплов или частотной модуляции и так далее.

Аналоговые инструменты обычно более ограничены в палитре звучания, и часто стоят очень недешево. Виртаналоги могут звучать гораздо разнообразнее, но характер звука у них тоньше, не такой насыщенный. FM-синтез (частотная модуляция ) может дать Вам очень интересное звучание, но далеко не универсальное. Поэтому чаще всего, если у Вас пока еще нету опыта работы с драм-машинами, стоит остановиться на семплерных инструментах. Они обычно имеют много разнохарактерных наборов барабанов для разных стилей, чаще всего имеют MIDI-интерфейс, ну и, что немаловажно, обладают возможностью использовать звуки с внешних носителей в виде карточек.

И в-четвертых, конечно же, цена . Многие инструменты, которые приобрели славу культовых, сегодня стоят запредельно дорого. Те же TR-808 и 909 практически не найти дешевле 2000 долларов. Linndrum , Oberheim DMX, старички от E-mu и SCI либо приближаются по цене к 1000 долларам, либо уже успешно преодолели этот рубеж. Но с другой стороны – большое количество инструментов, сделанных начиная с середины 80-х, сегодня стоят очень недорого, и при этом имеют качественный и пробивной звук. Это такие приборы как Roland R-8 (в разных модификациях) или R-70, Yamaha серии RX, Alesis HR-16, SR-16, D4 (недорогая, но тоже легендарная машинка в небольшом однорэковом корпусе), разные небольшие инструменты Boss, и так далее. Все эти инструменты стоят в пределах от 200 до 600 долларов.

Roland R-8

Лично я, как и многие мои более опытные коллеги и товарищи, советую первым делом обратить внимание на очень простую и недорогую драм-машинку с отличным звуком и разнообразным стилистическим охватом – Roland R-8 . Этот инструмент имеет три версии. Первая, оригинальная, так и называется – R-8. Она была выпущена в 1989 году. Примерно в то же время увидела свет ее рэковая версия, R-8M . Из нее был выброшен секвенсор, ну и, естественно, она не оборудована пэдами для набивания барабанных партий. Но зато ее преимущества – меньшая цена, меньшие размеры, и возможность воспроизводить все те же звуки, что и десктопная версия.

Есть и еще одно преимущество у рэковой версии. Дело в том, что звуки в R-8 можно загружать со специальных карточек. Всего таких карточек было выпущено 11 штук. На них подобраны звуки по стилистике – современные, акустические, перкуссия, джазовые, электронные и так далее. Но стандартная версия инструмента может одномоментно читать только одну карту, тогда как рэковая может использовать звуки сразу трех карт! А ведь иногда может быть очень удобной возможность дополнить партию, сыгранную звуками одной карты, чем-то свеженьким из другой подборки.

Правда, R-8M имеет на два индивидуальных выхода меньше, чем R-8 – шесть против восьми.

В 1992 году выходит новая модификация – Roland R-8 Mk II – с расширенной памятью под ритмические пресеты (паттерны) и увеличенным количеством вшитых в постоянную память звуков. В фабричный набор были включены звуки с некоторых карточек.

Нерэковые версии этой модели имеют очень приятные на ощупь пэды, с помощью которых даже неискушенному в игре на барабанах музыканту будет несложно научиться создавать свои рисунки. Причем эти пэды – не просто кнопки. Они, как и клавиатура синтезатора, могут передавать исполнительскую нюансировку, в том числе акцентировать звук динамически и тембрально.

Инструмент нетяжелый, управление довольно интуитивное, цена доступная – от 350 – 400 долларов за первую версию и до 500 – 600 за вторую. Рэковая версия – так и вообще с рук стоит 200 – 250 долларов. Качество звука соответствует всем остальным инструментам Roland того периода – то есть оно очень высокое. Инструмент можно использовать как для игры живьем, так и в работе с компьютерным секвенсором. А самое главное для ритмических партий это то, что Roland R-8 обладает отличным таймингом, который обеспечит Вашим барабанным партиям «тот самый кач», без разваливания и рассинхрона.

Следите за обновлениями или подписывайтесь на новости , в ближайшее время я расскажу о серьезных инструментах, сочетающих в себе функции драм-машинок и семплеров – о легендарных Akai MPC60 и MPC3000 , Linn 9000 , E-mu SP1200 и так далее!

Как играть соло " src="http://danalex.ru/wp-content/uploads/solo_470x210-e1373427631392-150x150.jpg" width="150" height="150" style="padding: 0px; margin: 0px; border: 0pt none;">

Весь ХХ век наблюдались значительные изменения в акустическом пространстве музыкального искусства. С развитием индустриальной культуры общество погрузилось в новую акустическую атмосферу, наполненную городскими и производственными шумами. Урбанизированная звуковая атмосфера существенно обогатила традиционный классико-романтический стиль, став неотъемлемой чертой городской культуры. Одним из средств выражения современных ритмов стала драм-машина.

Существенное влияние на формирование новой звуковой атмосферы оказало развитие технологий звукозаписи и электромузыкальных инструментов. Теперь композитор получил возможность тотального контроля над звуковой реальностью, осуществляя поиск новых, непривычных звучаний через синтез, комбинацию и трансформацию звуковых объектов.

Что это такое

Драм-машина представляет собой электронно-программируемое музыкальное устройство, позволяющее эмулировать ударные инструменты. Благодаря пошаговому программированию, можно создавать и редактировать фрагменты ударных (drum-loops) в любой последовательности, с разнообразным тембральным звучанием и т. д. Во встроенном секвенсоре можно расставлять необходимые звуковые отрезки для конкретной песни или мелодии, то есть машина способна заменить на стадии звукозаписи или создания композиции живого барабанщика.

Драм-машины могут быть в виде отдельного устройства или эмулированные на компьютере. Нельзя сказать, что виртуальная драм-машина лучше физической. Чтобы собрать качественную виртуальную систему, к собственно компьютеру придется докупить MIDI-интерфейс, программный секвенсор, источник звука и другие элементы.

Многие модели оснащены «пэдами» - специальными клавишами, позволяющими физически аккомпанировать музыкантам. В память машины часто интегрированы как акустические ударные, так и «роботизированные» необычные звуки.

История появления драм-машины

Развитие электромузыкальных инструментов значительно повлияло на музыкальную культуру. Популярные среди артистов в сфере рок-музыки 70-х годов (Emerson, Lake & Palmer, Rick Wakeman, ELO, Pink Floyd) электронные музыкальные инструменты способствовали обновлению тембровой палитры и интеграции двух миров - синтетических и натуральных звучаний.

Появление на рок сцене немецких коллективов Tangerine Dream и Kraftwerk фактически ознаменовала начало неакадемической электронной музыки, где большинство традиционных инструментов были вытеснены синтезаторами. Однако наиболее массовое применение звукосинтезирующих технологий наблюдается именно в сфере танцевальной электронной музыки. Она явилась стимулом инженерного творчества и экспериментов с технологией извлечения и передачи звуков. Вследствие этих процессов появилась первая драм-машина Linn LM-1 с цифровыми семплами. Ее разработал Роджер Линн. LM-1 в продажу поступила в 1979 году, однако из-за завышенной стоимости (4999$) модель не стала популярной.

Легендарная драм-машина Roland TR-808

В 1980-м компания Roland выпускает легендарную драм-машину TR-808. В отличие от Linn LM-1, где использовались сэмплы «живых» ударных инструментов, TR-808 представляла собой синтезатор в классическом понимании этого термина с явно выраженным «электронным» звучанием. Первоначально TR-808 позиционировалась как ритм-бокс для создания демо-записей - недорогая альтернатива акустическим ударным инструментам. Подобная утилитарная, «казуальная» направленность сыграла значительную роль в популяризации TR-808 (так же, как и впоследствии TR-909) в музыкальной индустрии.

Сразу после выхода TR-808 приобрела определенную популярность. Первым коллективом, использовавшим драм-машину, стал Yellow Magic Orchestra (Япония) с композициями «1000 Knives», «Music Plans». Также TR-808 можно услышать в композициях «Sexual Healing» М. Гея, «Wherever I Lay My Hat» П. Янга, «Planet Rock» Африка Бамбата, «Confusion» New Order и в творчестве других популярных коллективов 80-х годов.

Linn Electronics

Постепенно популярность TR-808 угасала. Конкурирующая Linn Electronics выпустила более совершенные драм-машины (в частности, модель LinnDrum). Для них был характерен «имитационный» подход к звуковому дизайну как в сфере тембра, так и в сфере ритма. Использование «живых» сэмплов и функция «гуманизации» ритма стали визитной карточкой продуктов Linn Electronics. Звучание этих устройств можно услышать в немалом количестве поп-композиций 80-х годов: ABBA, М. Джексон, Принс, Ж.-М. Жарр, П. Габриэл, Д. Грузин и других.

Нежданная популярность

По сравнению с продуктами Linn Electronics, звучание TR-808 казалось слишком ненатуральным, что привело к потере популярности и свертывания производства в 1984. TR-808 стала доступной в комиссионных магазинах по сниженной цене. Хронологически это совпало с зарождением таких стилей электронной музыки, как house, electro и techno. Доступность TR-808 и ее особые тональные характеристики привели к значительной популяризации этих стилевых направлений. Характерное узнаваемое звучание TR-808 стало знаковым для электронной музыки, детерминантным фактором ее тембрового своеобразия. Возникновение стиля house связано с этим прибором.

TR-808 использовалась почти всеми музыкантами и продюсерами в своих композициях, многие из которых стали классикой. За 16 лет существования TR-808 использовалась чаще, чем другие модели. С годами ее звучание выходило из моды, впоследствии возвращалось - и так по кругу.

Качество звучания

В состав TR-808 входят следующие инструменты:

  • Bass Drum;
  • Toms;
  • Snare Drum;
  • Congas;
  • Claves;
  • Rimshot;
  • Handclap;
  • Maracas;
  • Cymbal;
  • Open Hi-Hat;
  • Cowbell;
  • Closed Hi-Hat.

Звучание большинства инструментов было далеко от своих натуральных аналогов, что было необычным для того времени. Пока критики считали тембры TR-808 неестественными (по сравнению, например, с инструментами Linn Electronics), ее футуристическое звучание казалось чрезвычайно актуальным в контексте электронной музыки. Фактически появление TR-808 и впоследствии TR-909 (1983-85 годы) стало основой для утверждения нового типа тембров - «синтетических ударных». Они по сей день пользуются необычайной популярностью во многих стилях музыки, таких как поп и рок, хип-хоп, R & B, электронная танцевальная музыка и многие другие направления.

Современные тенденции

Большое количество современных программных и аппаратных синтезаторов электронных ударных инструментов и библиотек сэмплов построены на тембрах модели виртуальной «ударной установки», предложенной в 80-х компанией Roland в своих продуктах.

Интересной тенденцией в современной студийной практике является сближение сферы натуральных и синтетических тембров ударных инструментов. Во многих стилевых направлениях (рок, металл) достаточно распространенным приемом является triggering - замена натуральных инструментов (преимущественно рабочего барабана и бас-бочки) заранее записанными сэмплами для достижения более равномерного и плотного звучания, которое благодаря многократному повторению одного и того же сэмпла в конце концов приближается к механистическому биту драм-машин.

Эксперименты со звуком

Возможности драм-машин позволяют создавать необычные, свежо звучащие композиции. Характерным приемом является сочетание тембров акустических ударных инструментов с драм-машиной для предоставления традиционным тембрам нехарактерных для них тональных качеств. Например, так называемой острой атаки. Одновременно используется эффект «оживления» синтетических тембров, придающих звучанию большую натуральность. Так, в композиции «Take On Me» группы A-Ha можем наблюдать сочетание звуков драм-машины LinnDrum с «живым» хай-хэтом и тарелками.

Эти простые по своей сути музыкальные компьютеры стали символом революционных изменений современной музыки. Первоначально призванные заменить акустические ударные инструменты, драм-машины стали локомотивом развития большинства музыкальных направлений.

– это главный компонент для создания современной музыки, ведь именно ритмический рисунок украшает трек. Если подойти к этому чуду техники с умом и «правильными» руками, то любая музыкальная композиция может заиграть такими красками, которых вы не получите при использовании настоящей барабанной установки.

Чем же все-таки драм-машина лучше барабанной установки, кроме размера, конечно? Давайте разбираться вместе.

Что такое драм-машина?

Драм-машина представляет собой электронный модуль для имитации ударных и перкуссионных звуков. Ее главная задача – заменить барабаны, и чем мощнее они будут звучать, тем лучше. И вот тут вы можете подумать, что драм-машина – это то же самое, что и электронные барабаны. И будете неправы. Ведь при использовании драм-машины вам не пригодятся барабанные палочки. Совсем. Удары, а точнее касания, производят руками, для этого почти все драм-машины имеют пэды – специальные широкие кнопки для набивания партии ударных.

Пульт управления драм-машиной

Драм-машина способна произвести любой звук, который человек может извлечь при игре на барабане. Для этого внутри нее установлены хорошая звуковая карта и процессор с мощной оперативной памятью.

Обычная драм-машина состоит из таких элементов, как:

    Тон-генератор со звуками различных барабанов и перкуссии.

    Пэды для набивания партии ударных вручную.

    Внутренний секвенсор для редактирования партий.

    Память для запоминания ритмических рисунков (паттернов).

История создания драм-машины

С большим преувеличением прообразом драм-машины можно считать музыкальную шкатулку XIX века, позднее – электроорганы. В те времена, когда были популярны электроорганы, производители дополняли их специальным модулем, с помощью которого можно было добавить к игре исполнителя автоматический ритмический аккомпанемент. Необходимо было лишь выбрать стиль (свинг, танго, вальс и т. д.) и темп исполнения. Генерация сигнала была аналоговая.

Первой ритм-машиной считают «Ритмикон», созданный в 1930 году Львом Терменом. Ритмикон воспроизводил звуки определенной частоты, высота которых опиралась на сетку обертонов. Ритмический рисунок создавался нажатием на клавиши, в результате которого возникали пульсации различной высоты в различном темпе. Таким образом, комбинируя клавиши, можно было получить ритмический рисунок.


«Ритмикон» – первая драм-машина

Немного исторических фактов

  • В 1957 году компания CHAMBERLIN выпустила инструмент под названием RHYTHMATE, в котором ритмические паттерны воспроизводились с помощью кусочков магнитной ленты. Позднее этой компанией был представлен легендарный «Меллотрон», работавший по схожему принципу.


Драм-машина от CHAMBERLIN

    В 1959 году компания WURLITZER представила первую коммерческую драм-машину, построенную на основе вакуумных ламп, которая могла воспроизводить десять различных перкуссионных звуков.

    В 60-е годы появились ритм-машины на основе транзисторов, а в 1967 году появляется компания ACE TONE, которая затем будет иметь название ROLAND. Одна из ее разработок, FR-1 RHYTHM ACE, воспроизводила с помощью специальных кнопок шестнадцать различных ритмических паттернов (а также комбинировала их).


Тот самый FR-1 RHYTHM ACE

  • В 1972 году компания EKO выпустила первую программируемую драм-машину COMPUTERHYTHM, где с помощью кнопочной матрицы можно было составить нужный ритмический рисунок. Сейчас это делается в визуальных редакторах компьютерных секвенсоров.


Программируемая драм-машина COMPUTERHYTHM

  • ·В 1978 году ROLAND выпускает ROLAND CR-78, в котором ритмы уже можно было не только создавать, но и сохранять в специальных ячейках памяти.


ROLAND CR-78 с возможностью сохранения записей

  • В 1980 году компания выпускает культовый ROLAND TR-808, а еще через три – не менее легендарный ROLAND TR-909. Эти инструменты до сих пор пользуются популярностью у саунд-продюсеров по всему миру.


Классика жанра – ROLAND TR-808

В основе звучания вышеописанных инструментов лежал аналоговый синтез. Имитация малого барабана производилась с помощью белого шума, а звук электронной бочки получался из волны синусоидальной формы.

Свою популярность драм-машины приобрели в 80-х, когда развивались такие музыкальные направления, как синти-поп, нью вэйв, техно и прочие, связанные с электроникой. Начало 80-х годов можно считать временем появления и стремительного развития инструментов на основе воспроизведения цифровых семплов. Первым таким инструментом стал LINN LM-1 (1980 г.). Свои варианты цифровых драм-машин предложили и такие производители, как OBERHEIM DMX, SEQUENTIAL CIRCUITS DRUMTRAСKS и TOM, E-MU DRUMULATOR и т. д.


Драм-машина LINN LM-1

Позднее вышел ROLAND TR-909, который, помимо аналоговых звуков основных барабанов, имел засемплированные звуки хай-хета и тарелок. Кстати, он стал одним из первых инструментов, имевших встроенный MIDI-интерфейс.


ROLAND TR-909

Начиная с середины 80-х очень многие производители музыкальных инструментов, среди которых YAMAHA, ALESIS, KORG, CLAVIA, CASIO, PEARL, начинают выпускать драм-машины.

Выбор драм-машины

Перед тем, как сделать выбор в пользу какой-то модели драм-машины, давайте определимся с критериями этого самого выбора.

Наличие MIDI

Вы удивитесь, но многие музыканты предпочитают работать, минуя этот протокол. Да, существуют иные пути коммуникации с внешним миром, которые более ограничены и требуют специфического подхода. То есть первые модели драм-машин, созданные в эпоху «до MIDI», можно заставить работать по MIDI через специальные конверторы сигнала. Только так возможно получить звук настоящих ROLAND TR-808, OBERHEIM DMX или LINNDRUM. Но если вы не фанат ретро-звуков и определенных ретро-моделей, то смело берите хорошую драм-машину с фабричным MIDI-интерфейсом.


Ретро драм-машины

Размер

Если пространство вашей студии ограничено, то для экономии места можно приобрести драм-машину без секции пэдов. Вы не сможете сыграть нужную партию руками, но зато получите компактное устройство, а в качестве пэдов можно использовать внешний контроллер или обычную клавиатуру синтезатора, подключенную по MIDI.


Вид синтеза

Аналоговый, виртуально-аналоговый, на основе семплов или частотной модуляции и т. д.

    Обычно аналоговые инструменты более ограничены в палитре звучания и стоят довольно дорого.

    Виртуально-аналоговые могут звучать гораздо разнообразнее, но характер звука у них тоньше, не такой насыщенный.

    Частотная модуляция (FM-синтез) может подарить очень интересное звучание, но далеко не универсальное.

Если вы пока не можете похвастаться опытом работы с драм-машинами, то стоит остановиться на семплерных инструментах. Они обычно имеют много разнохарактерных наборов барабанов для разных стилей, чаще всего имеют MIDI-интерфейс и обладают возможностью использовать звуки с внешних носителей в виде карт.

Цена

Конечно, культовые драм-машины и стоят довольно дорого. Но большое количество инструментов, сделанных начиная с середины 80-х, сегодня стоят достаточно недорого, при этом имеют качественный и пробивной звук.


Интерфейс драм-машины ROLAND

Использование драм-машины может сделать музыкальный трек намного ярче и интересней. Не пренебрегайте возможностью использовать их при записи живой группы и электронных стилей музыки, тем более что сейчас можно легко выбрать устройство по своему вкусу и кошельку.